ProDistant

Канал для всех, кто
УЧИТ и УЧИТСЯ
*Дистант и не только;
*Теория и практика;
*Инструменты и ресурсы;
*Доступным языком;
*Проверено на практике.

Они не хотят учиться...

Вернее так, слушатели не хотят учиться в образовательном смысле, на неопределенную перспективу (бред написала, но не смогла сформулировать иначе).
Но они хотят НАУЧИТЬСЯ решать свои производственные конкретные задачи.
Как только они видят узнаваемую проблему, так и глаза горят, и конспектик делается, и вопросы задаются.
А если задачу не узнали, то хоть геймификация, хоть виртуализация, хоть ты что... Толку нет.

Какой вывод делаю? Пусть Заказчик прикладывает набор практических задач. От них, как от печки я и буду танцевать.
А вот смогу ли, оттолкнувшись от этой практики мотивировать продвинуться дальше - это уже от моего мастерства зависит.
Обычно получается...
Новый формат
И опять - подсмотрела в Инстаграм. Вместо курсов все активнее продвигаются, и что интересно - покупаются, профессиональные клубы. Вернее - участие в закрытых сообществах.
Это не просто доступ к материалам во всех видах, а именно организованная активная деятельность.
Например, еженедельный эфир или вебинар, домашнее задание, обязательное обсуждение выполненных работ, кураторы на связи в мессенджере. Задания практические, творческие, креативные. Такие, которые как-то даже ХОЧЕТСЯ выполнить и обсудить.
Кто-то приходит в такуб тусовку и через месяц-второй уходит. А кто-то остается на долго.
И это не хобии-тусовки, а вполне себе профессиональные клубы. Нашла несколько учительских, hr, копирайтеров.
Наверное, есть и другие.
Вот теперь думаю, как это применить к дистанционным курсам по ИТ.
Больше жизни, меньше формализма.
ПОДСМОТРЕЛА

И снова о мотивации и вовлеченности на курсах ДО

Сколько копий сломано в баталиях про мотивацию, активность при обучении на корпоративных курсах.
И геймификацию испробовали, и интерактивное видео, и методики научные, и сторителлинг…
Т.е. проблема есть. И, судя по всему, она встречается у многих профессионалов.

Но вот ведь в чём штука. Какую соцсеть не открой – на вас льётся поток предложений онлайн курсов от «экспертов» из разных ниш.
А может я и зря взяла слово «эксперты» в кавычки?

Я не пожалела небольшой суммы и прошла 2 таких курса. Это были курсы обучающие, по ИТ инструментам и по маркетингу.

Выводы:

1. Люди пришли сами и сами заплатили свои кровные. Т.е. у них была потребность в данных знаниях.

2. Был видеоформат 2-х видов: запись и ЖИВОЙ эфир. Этого живого эфира ждали. Именно он поддерживал активность. Это была эмоциональная подпитка.

3. На живом эфире был разбор выполненных заданий. Причем, график был плотный, успевали не все, но очень кратко 10-15 разборов делали всегда.

4. Был создан чат для общения. Все были не знакомы. Общение в обоих случаях модерировалось. Модератор был в теме занятий и давал обратную связь. Все, кто не успевал выполнить задания к эфиру – выставляли их в чат.
Для меня приятным открытием чата стала очень доброжелательная обстановка, взаимопроверка, взаимообсуждение заданий.

Судя по моим наблюдениям, записавшихся было около 100-150. Активно работали около 70 человек.
Получается, что половина. Но у этих 50% отдача была колоссальная. Причем, добирали именно при общении в чате и взаимопроверках и обсуждениях.

Теперь вот и думаю, что и как использовать в своих корпоративных дистанционных курсах.
Пока есть один вывод — живое общение с преподавателем необходимо.
МОБИЛЬНОСТЬ

Вчера стихийно вспыхнула дискуссия о курсах в мобильном варианте.

С одной стороны, это здОрово, когда обучение у тебя "в кармане". В любом месте и в любое время.
Вот на этом и "скрестили копья".

1. Возможно ли качественно усвоить материал "на ходу", "на бегу"?
2. Безопасно ли, экологично ли для человека такое рассеивание его внимания? Как минимум, его нужно усадить в безопасном месте.
3. Качественно ли такое обучение, если нет возможности практики?
4. Если работа или деятельность, которой посвящен курс никак не связана с использованием смартфона, то целесообразно ли?

Варианты: тренинги при изучении иностранного языка, психологические "мантры", лекции ни о чём и обо всём, вводные лекции.

Но мнение осталось, что "круто ж!", "модно", "там такие фишечки есть, хочется попробовать сделать!"

Остался вопрос — ЗАЧЕМ?
И опять сегодня не про дистант, а про

ОБУЧЕНИЕ В ГРУППЕ

При этом не так уж и важно — офлайн или онлайн.
За время работы приходилось вести 3 типа курсов:

1) Корпоративные. Программу формирует заказчик. Или по крайней мере перечисляет, чему конкретно должны научиться. Продолжительность курса, платформу или версию ПО тоже прописывает Заказчик. Получается скорее тренинг. Демонстрирую рациональные способы решения конкретных задач в конкретных условиях.

2)Курсы в учебном центре. На них собираются различные по уровню знаний и по потребностям люди. Программу составляет преподаватель. Стараясь показать какие-то общие приемы, растолковать правила и закономерности. Иногда, если слушатели активнвы, то программа меняется уже в процессе обучения. Это если появляются конкретные вопросы, уточнения. Работаю в таких группах всегда в режиме диалога, чтобы получать обратную связь и корректироать содержание по ходу работы. Но т.к. начальный уровень знаний и умений различный, то кто-то постоянно выпадает из процесса. На таких курсах результат полностью зависит от активности слушателя.

3) Студенческие курсы. Ставим высокие образовательные цели. Рабатаю на понимание закономерностей, закрепление общих алгоритмов работы. Задачи разнообразные, чтобы показать все возможности применения инструментов. Хочется, чтобы в незнакомой ситуации они смогли сориантироваться и трансформировать решение типовых примеров на конкретную задачу. Поэтому студенты иногда ворчат, что их напичкали понемногу обо всём.

Что является показателем эффективности занятия?
Я для себя делаю такой вывод — если слушатель после занятия смог САМ выполнить свою задачу, которую мы НЕ РАЗБИРАЛИ, значит занятие было эффективным.
Сегодня не про дистант, а вообще про то, тому ли мы учим...

ЧТО ПРИГОДИЛОСЬ В ЖИЗНИ

Это было на IT конференции. В первую же кофе-паузу я встретила свою бывшую дипломницу Анну. Училась она ровно, звезд с неба не хватала, иногда авралила. Но диплом был крепкий, писала уже по заказу для одной из фирм. У них же и практику проходила. А я вела у них весь цикл программирования, с нуля и до «Программной инженерии».

После расспросов «Где, Что, Как», спрашиваю, (а я всегда это спрашиваю)
– «Что пригодилось из моих курсов на практике?»
-«О! Очень пригодилось! Помните, у нас был тренинг по презентации программного продукта? Вот этот тренинг, пожалуй, пригодился мне больше всего. Да, еще про самопрезентацию, тоже классно. Мне это реально помогло.»

Ну да, как же не помнить? В тот год у меня была трудная семейная ситуация, времени отчаянно не хватало на подготовку. Занятия на 3-м курсе по программной инженерии шли подряд по 3 пары: лекция и две практики. 4, 5 часа занятий – это вам не шутка. Готовиться нужно основательно к каждому занятию. Но в этот раз – никак. Конец семестра, в принципе, уже по теории всё рассказала. Хотела бы какие-то фишечки, новые приёмы, но… не успела подготовить.

Беда и караул. Придумала сделать так: разыграем ситуацию презентации своего продукта, «как для продажи или для поиска инвестора на доработку». Ребята работали в командах по 3-4 человека. Было 6 команд разработчиков. Одна команда продает, остальные «ищут, к чему бы придраться».
В ситуации «продажника» я тогда сама еще не бывала. Сориентировалась по ходу. Ну и дело пошло. Помнится, что даже немножко задержались, потому что увлеклись.

А вот именно это занятие и запомнилось. Оно и пригодилось.

Мы готовим студентов так, как будто у них всегда будет работа и не будет конкуренции. Как будто к ним выстроится очередь из заказчиков и их работы будут нарасхват.

А в жизни всё иначе.
С тех пор я этот тренинг включила в курс обучения…
ИНДИВИДУАЛЬНО или В ГРУППЕ

Что из плюсов дистанционного обучения мы указываем, когда описываем достоинства онлайн курса?

Правильно, обещаем индивидуальный режим обучения. Когда удобно, в своём темпе, индивидуальный график.
Есть такое? Конечно есть.

А с точки зрения результативности обучения — всегда ли такой режим удобен?

Те, кто уже проводил и проводит дистанционное обучение подтвердят: обучение в группе даёт лучший результат.
Индивидуальный график хорош только для тех, у кого всё в порядке с самодисциплиной и мотивацией к обучению. Т.е. процентов 60%, а то и больше, получат в таком "комфортном" режиме результат хуже, чем могли бы, а то и совсем не закончат курс.

Что дает обучение в группе самому обучающемуся:

1. Сравнение себя, своих успехов с результатами других. "Что я хуже других?", "Ого, сколько вопросов, не я один такой. Всё нормально!"

2. Поддержание рабочего графика, ритмичность работы. "О! Я теперь не успею, лучше всё бросить!"

3. Чувство стыда перед группой, если "сдулся" после первых занятий. Знакомство, пусть и виртуальное, но чувство появится. А уж если группа из одного коллектива, то точно работает.

4. Возможность проявить себя. Взаимопомощь. "Оказывается у меня получается! Я могу помогать другим!"

И что же на практике? Как совместить "замануху" комфортности с групповой работой?

И в этом организационная проблема для тренера. Опять срок набора, потеря клиентов в процессе ожидания.
Выход: хорошая подготовка целевой аудитории, хороший разогрев и набор в группу.

Не всегда получается так, как хочется и так, как обещается 😊
Мотивация взрослых
Или «Почему бросают обучение и что с этим делать?»
.
Ну, вы то знаете, что это проблема есть. Умные диссертации пишут в педагогическом мире, придумывают способы разные, на конференциях выступают.
Забавно, что спорят профессиональные педагоги, ученые. А решение часто находят обычные люди, практики, и совсем из другой области.
.
А давайте на примере Инстаграм! Почему так хорошо заходят марафоны и мастер-классы с ежедневным общением.
.
Разберем, чего не хватает классическому дистанционному обучению?
1️⃣ «Движухи», драйва, ощущения, что ты в тусовке.
2️⃣ Публичной ответственности. Записываясь на марафон, ты засвечиваешь свои обязательства, ты начинаешь что-то писать в чате. И становится стыдно – все делают, а ты взялся и … бросил.
3️⃣ Харизмы ведущего. А ведь это важно! Лектор рассказывает – спокойно, размеренно, грамотно. Или ведущий, эмоционально, ярко – кажется, была бы возможность, так с экрана бы к тебе шагнул. Живой человек!
.
Уже этих 3-х причин хватит, правда?
.
Кстати, запустили мы опрос среди преподавателей.
И что?
А то, что и ожидали. Профессионалы стали отвечать:
1) что учеба — дело серьезное, шутки и улыбки не уместны,
2) "Делу время — потехе час"
3) "Если нет этой харизмы, что ж мне теперь не работать?"
4) "Во всем должна быть мера. Меньше атракциона на занятиях в вузе."

Ну, мы собственно, не про вуз, а про дистанционку...
Но при таком подходе — чего удивляться, что бросают...
Волшебный пендель
Или «Чем занимается тьютор?»
.
Есть на наших дистанционных курсах такой бонус – личный тьютор.
.
По задумке: помощник. Объяснит, подскажет, посоветует.
.
По факту: раздает волшебные пендели.
.
Вот честно! И это стало для нас удивительным открытием. Как же так? На курс приходят взрослые люди, все пишут в первом письме «Мне очень нужно, срочно-срочно, я готов учиться…»
.
И вдруг – интервалы между заданиями все больше, больше, потом неделю или две вообще без движения. 🤔
.
И вот тут наш тьютор подключается и раздает «волшебные пендели» в виде писем: ✉️ «Ольга Петровна, Вы уже 10 дней не заходите в систему. Вы остановились на задании №5. Возможно, у Вас возникли трудности?...»
.
Сначала мы огорчались 😥, даже злились. Ну как же так! Все растолковали, объяснили, видео отсняли и вот… посередине курса часть людей пропадает.
.
Потом поизучали ситуацию и выяснили вот что. При очном обучении отсеивается до 15% слушателей. При дистанционном (по данным Coursera - это такой очень известный международный дистанционный университет), до конца обучения доходит 10% записавшихся.
.
Вопрос❓: почему 90% пропадает?
.
О! Тут целая психологическая проблема, оказывается. Для её описания нужен отдельный пост.
.
Но, можем сказать, что у нас с введением тьютора «процент недоученных» – это наш внутренний термин 🤗, так вот он снизился до 10%
.
ДА! Вот такой отличный результат 👍
.
До введения тьюторской поддержки было гораздо больше. Особенно «зависали» в облачных сервисах ☁️🌫. Там действительно сложно – то интерфейс сменится, то в настройках запутается человек.
.
Сейчас все вопросы решаем оперативно и процент окончивших успешно вырос.
Зато потом так приятно получать письма: ✉️ «Дорогая Наталья Викторовна! Спасибо за Ваше участие, за комментарии и помощь!»
.
Вывод: Тьютора оставляем! Пусть и дальше раздает «волшебные пендели» потеряшкам.
.
❓Вопрос на засыпку: сколько дистанционных курсов бросили ВЫ?
Стереотип о преподавателе

Второй раз наткнулась на фразу: "Кто умеет - тот делает, кто не умеет - тот учит".

И этот стереотип распространен.
" А ты сперва докажи! "

Чем плохо? Из-за холодности и предвзятого отношения теряется учебное время. Пока еще поймут, что "дурачков не держим". А уже часть материала проскочила мимо.

В офлайн проще. У меня есть три правила, которым я следую. Именно они повышают доверие и укорачивают "адаптационный период".

1. Изучаю типичные задачи аудитории. Ищу частые проблемы. Подбираю их же формулировки.

2. Показываю готовые решения частых проблем.

3. Акцентирую внимание на целях курса. Но формулирую цель не словами работодателя, а словами и потребностями слушателя.

Вот прямо так и начинаю: "Знакомая ситуация ### ?
А вот такая беда ###?
Но ведь есть возможность сделать вот так ### и вот так ###.
В чем тут фокус? Мы используем *.
Именно поэтому нам будет полезно ### и ### и ###"

Аудитория начинает видеть в вас не преподавателя, который пришел УЧИТЬ, а коллегу, который ДЕЛИТСЯ опытом.
А это уже разные вещи.

На вебинарах это работает. А вот на дистанте, где материалов много, где свобода выбора и переходов?
Тестировать надо, какой "зачин" срабатывает.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о