Оквадрация

Трезвый взгляд на педагогику, воспитание и современное образование. Что мы делаем не так?

Работай, студент!

Замечаю, что все больше и больше студентов начинают работать уже с первого курса университета. И не зря. Одна из недавних статей The Telegraph в переводе звучит так: “Студенты должны работать во время летних каникул, если они хотят получить работу после выпуска”.

Такое заявление сделала Никола Дандридж, исполнительный директор Office for Students (OFS). Никола считает, что студенты должны максимально использовать свои длительные каникулы, устраиваясь на сезонную работу или проходя стажировки. Это улучшит их возможности трудоустройства и повысит вероятность получения высокооплачиваемой работы после обучения в университете.

«Многие работодатели теперь предлагают обучение по степеням, и это важно. Но нам также нужно больше возможностей для трудоустройства, а также больше работодателей, университетов и других высших учебных заведений для совместной работы, чтобы предложить подходящие места для студентов».

Оказывается, 22% выпускников являются безработными через шесть месяцев после завершения их степени. Даже после трех с половиной лет 15% выпускников не работают на высококвалифицированных рабочих позициях.

Также Никола заметила, что многие студенты, особенно те, у кого нет «правильных связей», не могут обеспечить себе рабочие места и/или стажировку в период обучения.
45% крупнейших в стране рекрутеров выпускников, включая банковские, бухгалтерские, юридические, розничные и инженерные фирмы, теперь спрашивают студентов университетов об их социально-экономическом статусе. Это в три раза больше, чем в 2012 году, когда только 13% из них задавали такие вопросы, согласно докладу, опубликованному в июле Institute of Student Employers.

Тема важная, но пока что не особо афишируемая. Но это и понятно. В системе, где твое отсутствие на лекции отражается на твоей оценке, очень сложно сочетать успешную учебу и работу без ущерба одному из вышеперечисленных. Или же здоровью. А работа на лето в наших странах - это далеко не стажировка в Google и Amazon. Вообще повезет, если эта стажировка будет и будет адекватной, а не подай-принеси-кофе-со-сливками-без-сахара-сделай-а. Остаются программы типа Work&Travel, которые, как бы то ни было, имеют больше развлекательный и культурный характер, нежели профессиональный.

Поэтому когда ты филолог-студент, ты либо фриланс копирайтер/переводчик, либо учитель в центре иностранных языков, либо же до позднего вечера и ночью шабашишь в тех.поддержке какой-нибудь американской IT компании. Но и это не плохо, знал куда идешь. Да и вообще: если ты не стремишься стать профессиональным учителем иностранного языка или переводчиком (и то не всегда, нужна узкая специализация), язык не может быть единственным, что ты знаешь. А учителями и переводчиками становятся и могут быть далеко не все, кто такое образование получает (некоторым это нужно вообще запрещать).

Язык - просто инструмент. Поэтому лучше уже с первого курса начать изучать другую дисциплину параллельно и проходить курсы. Тогда твой филологический диплом будет не единственным достояниям спустя 5 лет учебы. Не знаю как с другими специальностями, но прежде чем поступать на ин.яз нужно 100 раз подумать. А если все-таки решился, подумать 101-й, чтоб уже точно.
Вчера прошло первое занятие с Л. Она не первая ученица, которая признается, что некоторые посещаемые ею секции ей не нравятся (в отличие от уроков английского, в которых она видит четкий смысл, будучи только в 6 классе).

Интересно, что на это отвечают родители, ведь сольфеджио - далеко не обязательная дисциплина в жизни молодой леди, особенно, если она от него не в восторге. Тем более, что танцы, геометрия и иностранные языки увлекают Л. куда больше. Тогда зачем вкладывать энергию туда, откуда она не возвращается?

По мнению Л., в мире нет ничего идеального, но наш первый урок был близок к этому. Рецепт? Увлечь всеми возможными способами, не забывать иногда быть спонтанным и дать ученику свободу выбора. Даже если это скучные Present Simple и Present Continuous. Из 60 минут занятия говорили мы минут 40, остальное время слушали, смотрели, читали и играли.

У Л. есть свой Youtube канал и целых 22 подписчика. Сначала просмотрели и обсудили ее видео, некоторых современных youtuberов и планы по контенту на ее канале. Затем смотрели отрезки из фильмов и сериалов, где используются нужные нам конструкции. Заодно посоветовал Л. некоторые сериалы к просмотру. А после этого залипли в обучающие онлайн игры. Оказывается, их достаточно много по разным тематикам и для разных целей. И все это в контексте нужных нам grammar and vocabulary skills. Ничего сложного, а время пролетело незаметно, радостно и с пользой.

Сейчас, когда разрыв между людьми в 20-25 лет может быть просто колоссальным c точки зрения мировоззрения и взглядов на жизнь, важно быть с учеником на стыке поколений, когда вы можете лучше понять мысли, идеи и мотивацию друг друга. Вы можете быть друзьями и перейти на “ты” через 10 минут общения, при этом хорошо понимая свое место и место учителя, не переходя в панибратство. Бэйби бумеры и поколение Х не должны отставать от основных тенденций, если хотят глубже понять, чем живет подросток в 2к18 и передать свой жизненный и профессиональный опыт в той форме, в которой эти дети и подростки смогут его воспринять.

P.S. Есть вакантное место для тех, кто хотел бы полюбить изучать английский или французский, или же хотел бы этого для своих детей. С киевскими можем встретиться, остальные по Skype. Если что - стучите в @ipatricha.
Классика и видеоигры

Если сегодня подростку предложить пойти на концерт классической музыки в филармонию, он вероятнее всего откажется. Но не стоит отчаиваться, потому что сейчас появляются другие пути побудить детей ценить такого рода искусство.

Художественный руководитель The Royal Philharmonic Orchestra Джеймс Уилльямс считает, что музыка из видеоигр может быть ничем не хуже интродукции, а компьютерные игры являются важной отправной точкой для молодежи при первой встрече с классикой.

“Я думаю, что распространение оркестровой музыки в любых ее формах - это замечательно. Тот факт, что для молодежи есть платформы, где они могут соприкоснуться с классической музыкой, пусть даже в другой среде, очень вдохновляет. Речь идет о том, чтобы пробудить в них интерес к классике".

Royal Philharmonic Orchestra (RPO) провели опрос: дети от 6 до 16 лет рассказали, как они сталкиваются с классической музыкой в повседневной жизни. Так, 1/6 (15%) сказали, что слушают классику "когда она является частью компьютерной игры, в которую я играю", и только 11% ответили "когда я хожу на концерты". Согласно опросу YouGov, самым популярным способом прослушивания классики являются саундтреки к фильмам по телевидению.

Ранее в этом году RPO сотрудничали с Play Station для создания концертной программы, посвященной музыке популярных видеоигр.

“Это привлекло впечатляющую аудиторию, среди которой были те, кто никогда не был на живом концерте”, - говорит Джеймс. Он также заметил, что те, кто услышат классику в видеоигре, вероятнее всего поменяют свое мнение о ней и будут удивлены ее качеством.

Другой пример: центр искусств Mann Center в Филадельфии проводит концерты по мотивам игр с 2012 г. Его руководство утверждает, что их представления по видеоиграм привлекают порядка 6,5 тыс. зрителей – вдвое больше, чем обычно бывает на классических концертах.

От себя же скажу, что многие из немногих классических композиций в моем плейлисте пришли именно из фильмов, сериалов, игр и так или иначе продуктов с видеорядом, где они звучали абсолютно натурально и к месту. В целом, удачный синтез кинематографичского, театрального, и сейчас уже искусства в сфере видеоигр с музыкальной составляющей дает не только более сильный эффект, но и меняет восприятие продукта творчества в целом и его отдельных компонентов. Услышав впервые некоторые композиции в видеоиграх, я пересушивал их позднее с тесной ассоциацией с игрой и самого времени в общем (2005-2008 гг.) Услышав эти же композиции вне игры, такого эффекта могло бы не и произойти, потому что сама по себе композиция может быть достаточно посредственной, а привлекательной ее делает именно контекст, в котором она звучит.

Так что если ребенку нравится Far Cry 3, Bioshock, Hitman, Mass Effect, Halo и подобные игрушки, не удивляйтесь, если он вскоре захочет послушать Моцарта и Вивальди. Почему бы и нет?
Вот такие выражения может себе позволить в недалёком прошлом преподаватель Донецкого национального университета им. Василия Стуса. После событий на востоке Украины университет переехал в Винницу, где я его, собственно, и окончил.

Пока такие кандидаты каких-то там наук публично называют родителей своих студентов троечниками, придурками и кончелыжными папиками, а студентов - молью, о какой вообще культуре общения может идти речь? Абсурд.

Реакция адекватного, воспитанного и интеллигентного кандидата наук?
Написать студентке, что вопросы нужно формулировать с тактом и уважением, будущий филолог все-таки. Но быдло внутри всегда даст о себе знать, если оно там есть. И что вы думаете? Некоторые преподаватели с факультета ещё и лайки поставили. Стыдно, в первую очередь, за таких преподавателей, потому что студент научится говорить правильно, а преподаватель, скорее всего, уже нет.
Таким образом, запомненная информация сама по себе может не нести такой пользы, как сам процесс запоминания. Этот процесс важен для развития концентрации, навыка фокусировки на одной задаче, способности более нетривиально мыслить и принимать независимые решения. В то же время, то, что мы запоминаем, является призмой, через которую мы взаимодействуем с миром и понимаем его. Эта призма может быть примитивна и будет напоминать словарный запас из 30 слов Эллочки-людоедки, которыми она могла выразить почти любую мысль. Сейчас можно добавить 20 паков стикеров и 50 GIFок. Таких людей хватало и раньше, технологии лишь одобряют эту тенденцию, делая ее нормой для Y&Z поколений. Вопрос лишь в том, хотим ли мы такой нормы, или нет.
Google it поколение или "зачем мне это запоминать?"

Кто-то помнит годы русско-турецкой войны? А какая высота Эвереста? Ну а чем отличается протон от нейтрона? Ладно, какое задание вы выполняли в позапрошлую среду в 16.00? Сложно, но не критично. Google хранит все даты и факты, а ваш ежедневник все ваши встречи (возможно, это тоже Google).
Поэтому зачем все это запоминать? Действительно, все и не нужно, но кое-что всё-таки необходимо, и не только ради самой информации.

Недавний опрос американских университетских преподавателей, входящих в состав приемной комиссии в 81 университете мира показал, что 49% всех экзаменаторов не верят в достаточную готовность выпускников к высшему образованию. Среди основных причин, которые влияют на успешное окончания первого курса, большинство назвало "неспособность запоминать факты" и "google-it сознание". Почти 90% сказали, что студенты не способны мыслить и учиться независимо, а также управлять своим временем и нагрузкой.

Чего не хватает "google-it" поколению для успешного обучения? Все очень банально.

Способности к концентрации

Многозадачность, большой поток информации, бешеный ритм жизни, когда нет времени глубоко вникать в определенные вопросы. Приходится читать, слушать и, в принципе, жить поверхностно. Развитие памяти непосредственно связано с концентрацией. Человеку приходится сосредотачиваться на одном объекте, который необходимо запомнить и изучить, без подглядываний в ленту соцсетей и мессенджеры. По данным опроса IPSOS Connect, у 69% респондентов от 13 до 17 лет (у 230 человек из 333)
возникает желание сразу отреагировать на сообщение или новость.

Способности самостоятельно мыслить

Правильное запоминание материала всегда основано на его логическом осмыслении. Поэтому когда человек находит связи между фактами, он способен анализировать и мыслить объемно. Современная же культура анализа информации поколения Y, и в особенности поколения Z, основана на точках зрения лидеров мнений, иногда даже больше, чем на своих. Легче узнать, что думает по этому поводу мои авторитеты, чем самостоятельно собрать и проанализировать факты. Сам Google говорит о в среднем 30% молодых российских пользователей, которые доверяют мнению и рекомендациям любимых блогеров, в том числе при выборе товаров.

Воображение

Материалом для креативности всегда выступает информация, которая уже прочно сидит в памяти. Поэтому прежде чем создать что-то новое и необычное, у вас в голове должен возникнуть образ, сформированный вашим багажом знаний, навыков и опыта.

Ниже приведу комментарий по теме Бхакти Вигьяны Госвами, духовного учителя традиции вайшнавизма, а также кандидата химических наук:

"Приставка "ин" означает "внутри", а "формация" указывает на форму. Информация - это то, что формирует нас изнутри. Иначе говоря, изучение какого-то предмета, всегда основанное на запоминании, подразумевает некие внутренние перемены. Информация, или усвоенные и запомненные знания, становятся той призмой, через которую мы смотрим на мир, они меняют его видение и понимание. Все то, что мы запомнили, становится нашим словарем - видя некие явления вовне, мы ищем их аналоги внутри, в том, что мы запомнили и узнали, и таким образом - через сравнение с заложенным в памяти - интерпретируем увиденное. Не пытаясь запомнить что-то важное и полезное, мы не будем понимать большую часть вещей и явлений, с которыми столкнемся в жизни, как не понимаем звуков чужого языка, потому что не находим для них никаких аналогов в своем внутреннем словаре".

А вот вам данные из той же статистики: 61% респондентов 13-17 лет считают, что некоторые чувства можно выразить только с помощью видео, картинки, GIF-анимации или эмоджи.

Не хочется клеветать на современные технологии в рамках упрощения коммуникации и восприятия информации (я сам очень люблю стикеры и GIFки), но...

У последних поколений создаётся некая иллюзия всезнания, так как практически любая информация всего в двух кликах от нас. Кажется, что мы и так всегда владеем ей, в то время как наш мозг все больше и больше отвыкает ее держать, фильтровать и анализировать.
Недавно один из моих учеников сдал экзамен DELF B1 Junior по французскому. Я был в маленьком шоке, как, в принципе, и его родители. Занятия проходили тяжело, самостоятельной работы с его стороны практически не было, поэтому мои ожидания были 30/70 не в его пользу.

Я постоянно рассказывал А. о том, как я готовился к этому экзамену, сколько часов тратил на повторение тем и их заучивание, на поиск лексики и материала по теме. При этом я так же как и он учился в специализированном лицее, только у меня не было 4 часа в неделю репетитора под боком, который все найдет и разжует.

Но вопреки общему неверию в силы подростка, он взял и сдал. Да ещё и на год раньше, чем я в свое время. И вот думаешь: повезло лентяю (попались темы, которые он знал лучше всего, было лёгкое аудирование и текст), или же он просто притворяется, когда делает ошибки в простом времени и забывает слова уровня А1-А2, потому что его этот французский на уроках в гимназии и на дополнительных достал уже.

Зачем он это делает? Скорее от чего. От бессилия и раздражения. В свои 7-8 лет, когда одна престарелая няня заставляла меня делать английский и каждое слово смотреть в словаре на 50 000 слов, я скидывал ручку на пол, под стол, как бы случайно, и минуту доставал ее. Потом этой ручкой делал ошибки, специально, и стирал их корректором ещё минуту, чтобы все было аккуратно. Потом минуту ждал, пока оно высохнет и писал дальше. Устные темы читал очень долго (не читая, а просто смотря сквозь буквы) и потом говорил, что слишком мало времени на заучивание и вообще, память у меня плохая (А. также использует эту отговорку). Это был мой скромный бунт, и няня это прекрасно понимала. Сейчас же я люблю этот язык и владею им наравне с французским.

К чему я, собственно, веду: не нужно недооценивать способности детей. Они не глупые, и ни в коем случае не отупевшие от майнкрафта и версуса (будучи на пару лет младше А., я мог не выходить гулять пару дней только потому, что мне купили новую игрушку на ПК, в то время как А. ждет окончания урока, чтобы погонять в футбол во дворе). Дети просто вынуждены подчиняться как здоровым, так и вредным желаниям окружающих их взрослых. И пока они не сломлены - жди бунта.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о